СФ: Илья, откуда ты и что привело тебя в мир математики и физики?
ИП: Я родился и вырос в городе Армавире Краснодарского края. А в мир математики и физики меня, я думаю, привело место жительства: первые годы моей жизни прошли недалеко от центра города, то есть самой старой его части. И именно в тогда проводился масштабный ремонт подземных коммуникаций. Соответственно, по улицам постоянно ездили тракторы, экскаваторы, грузовики — большие желтые машины. Отсюда вопросы: «Пап, а как это работает?». Тогда я познакомился с гидравликой, с устройством машин. На уровне трехлетнего ребенка, конечно, но этого оказалось достаточно, чтобы увлечься техникой на всю жизнь. А где техника, там неизбежно появляются и физика, и математика.
СФ: Как понял, что хочешь учиться на ФАЛТ?
ИП: Здесь место жительства сыграло свою роль второй раз. Когда мне было года три, моя семья переехала в район Черемушки, который примечателен тем, что находится лишь чуть-чуть в стороне от глиссады аэродрома АВВАКУЛ — Армавирского училища летчиков противовоздушной обороны. Крутые большие летающие машины взлетали и заходили на посадку, пролетая на минимальной высоте прямо над головой. Здесь же регулярно проводились учебные полеты: в группах, на форсаже. Иногда я удивляюсь, как весь район не подался в авиацию. Или в ПВО. А конкретно на ФАЛТ я попал предсказуемым образом: искал ВУЗ по физмат направлению, нашел список факультетов на сайте МФТИ. Читаю: «летательная техника», перехожу по ссылке, вижу картинку с самолетом. Ну и все.
СФ: Какое впечатление на тебя произвел ФАЛТ?
ИП: Это было интересное впечатление. С одной стороны, я пришел на факультет до ремонта. Общежитие было в удручающем состоянии, учебный корпус выглядел лучше, но дышал еще советскими временами. С другой стороны, во время отработки пришлось покопаться в лабораториях, пообщаться с преподавателями. Затем были первые лекции и семинары, тут же проявившие настоящий уровень факультета. Триумф содержания над формой — вот мое первое впечатление о ФАЛТе.
СФ: Сложно ли давалась учеба?
ИП: Да, особенно на первых курсах. В математике меня спасал олимпиадный опыт, а как подойти к физике, я понял только в конце третьего семестра.
СФ: Находились ли время и силы на увлечения?
ИП: Трату времени на увлечения я считаю необходимой частью обучения: эффективно заниматься только одной учебой невозможно. Невозможно эффективно развивать в себе одну сторону, забывая обо всех других. Даже если задание не дописано, а остаток требует 25-часовой работы в сутки, нельзя исступленно сидеть над этой работой — хуже выйдет. Не сейчас так потом.
СФ: Как ты выбрал базовую кафедру?
ИП: Когда настало время выбирать кафедру, я обнаружил себя в некотором кризисе. В современной гражданской авиации сделано слишком много, из самолетов выжимают десятые доли процента эффективности. Работа над боевыми машинами связана с очевидными ограничениями, идти на которые мне не хотелось. Для меня нашелся только один выход: сверх- и гиперзвуковая наука, которая одновременно и слабее исследована по сравнению с дозвуковой, и все менее завязана на военную отрасль. Тем более гиперзвук нужен при космических полетах, а меня всегда вдохновлял космос. А гиперзвук — это однозначно ТиПА [Кафедра теоретической и прикладной аэрогидромеханики — прим. «Семьи ФАЛТ»].
СФ: Что бы ты посоветовал студентам при выборе кафедры?
ИП: Самое главное — понять, чем ты хочешь заниматься. На втором месте коллектив кафедры, на которой собираешься учиться. Любой выбор, который сочетает эти два пункта, верный.
СФ: Считаешь ли ты, что получил хорошее образование?
ИП: Безусловно. За эти шесть лет почти каждая лекция и семинар были непростыми, было легко потеряться в структуре знаний. Предметы теряли свои границы, переходя друг в друга, соединяясь в аналогиях, просто необходимых, чтобы понять человеческой головой такую хитросплетенную систему за столь небольшое время. Некоторые справедливо говорят, что не находят пользы в высшем образовании, что полученная информация бесполезна в жизни и работе, разве только отдельные части. Но основная польза образования лежит не в списке пройденных предметов, а в удачной попытке осмыслить все предметы этого списка.
СФ: Как изменился факультет за время твоего обучения?
ИП: Изменения факультета очевидны: сейчас здесь больше людей в целом, стало много информатиков. Прошли изменения, навеянные Долгопрудным. Факультет живет и развивается. В лучшую или худшую сторону, пока не ясно. Но внушает оптимизм, что ФАЛТ все-таки остается ФАЛТом, пусть и немного другим.
СФ: Поддерживаешь ли связь с факультетом?
ИП: Еще бы! Аспирантура же.
СФ: Где ты сейчас работаешь?
ИП: Там же, где и все целевики ЦАГИ после выпуска.
СФ: А что планируешь на ближайшие 5, 10, 20 лет?
ИП: В ближайшие пять лет, если получится, защитить диссертацию на кандидата физико-математических наук, наработать себе доброе имя. А за этим горизонтом слишком много возможностей, чтобы что-то так планировать. Через 20 лет мне будет 44! Я предпочитаю не думать об этих числах.
СФ: Твое пожелание будущим студентам?
ИП: Не ждать пользу, а находить ее, ценить то, что кажется бесполезным, и не болеть.
СФ: Илья, почему ты решил стать фотографом в пресс-центре ФАЛТ? Давно ли и насколько профессионально ты увлекаешься фотографией?
ИП: Фотография для пресс-центра для меня — отличный способ совмещать увлечение с небольшим заработком, а увлекся я еще на первом курсе. Обучения в этой сфере я боюсь, ведь фотография — это творчество, а пройдя курсы, можно легко застрять в их рамках. Такая незавидная судьба постигла многих фотографов. Поэтому я не хочу тратить время и силы на неоднозначный результат, когда мои текущие навыки меня вполне устраивают. Не профессия же.
СФ: И напоследок: расскажи анекдот!
ИП: Летят две вороны на дозвуке: - Стена! - Где?! - Бац. - Бац. Летят две вороны на трансзвуке: - Стена! Бац. - Где?! Бац. Летят две вороны на сверхзвуке: - Бац. - Бац. - Где?! - Стена!
СФ: Илья, спасибо за интересную беседу. Желаем дальнейших успехов!